top of page

Скоро весна!

Саша Пастернак 

с 16 марта по 2 апреля 2017, Галерея Роза Азора 

   В названии выставки Александры Пастернак – такое привычное ежегодное восклицание, ожидание, облегчение, надежда. Но за ним открывается многозначность смыслов и авторских интерпретаций натуры.

  Главная идея экспозиции – это идея путешествия из зимы в лето, от геометрии плоскости к философии пространства, от монохромной графичности к тонким колористическим изыскам.

На нашем пути – тщательно отобранные и срежиссированные фрагменты реальности. Разный размер и формат работ, разный масштаб изображения и фокус восприятия обогащает определённую серийность визуальных высказываний, создаёт цельный синтетический образ из фрагментов большого мира.

  В «анамнезе» у молодого художника интуитивная живописная культура. Вкус и понимание большой формы, можно сказать, заложены на генетическом уровне и развиты хорошим театрально-художественным образованием (театральное отделение МГАХУ памяти 1905 года, факультет сценографии ГИТИС).

Театральность мировосприятия отчётливо проявляется и в этом проекте. Автор последовательно ведёт нас по выстроенным мизансценам, в каждой из которых решается конкретная пластическая задача взаимоотношения цвета и формы, плоскости и пространства.

Городскую геометризированную среду с жёсткими ритмами плоскости («Кухня», «Антресоль») сменяет полёт над московскими двориками унылого межсезонья. Фронтальную позицию сменяет «надмирная», земля разворачивается под нами то прилипая к картинной плоскости, то отрываясь от неё. И вот мы уже вырываемся на загородные просторы и продолжаем низко лететь над полями, реками и оврагами. И появляется пространство и скромные земляные краски средней полосы.

И нет уже тотального господства плоскости – нет зимы.

Нет ни линейной, ни воздушной перспективы, но есть свет и воздух, есть глубина. Она строится обобщёнными силуэтными пространственными планами, собственными выразительными свойствами цвета, масштабом точно найденных деталей (машинка аварийной службы, трактор, дымок из трубы).

  А мы всё движемся дальше, и покружив над осенне-весенней равниной, утыкаемся в горы. Они разворачиваются перед нами, тесня передний план, опять вздыбливая плоскость. Это – Грузия, это – лето! И уже солнце играет с тенью, и ритмы организуют Мироздание, создавая декоративные фризы, складываясь в полиптихи.

  И вдруг неожиданно меняется фокус. Словно камера наезжает крупным планом на ростки и побеги, на малые дары большой земли, оживающие после зимней спячки.

В Сашиной истории впрямую не участвуют люди, только следы их присутствия мы встречаем среди природных и интерьерных композиций.

Но вот эти салаты в банках, травки на грядках, цветущие огурцы – они и есть герои, они живые, со своими характерами и взаимосвязями.

Они символичны в контексте экспозиции: новая жизнь пробивается из чёрной жирной земли, новые ритмы осваивают плоскость – уже не жёсткие, а свободные и непредсказуемые. И это уже философия.

   Саша – художник-аналитик. Она выстраивает архитектонику своих холстов, используя строгий отбор, сочетая обобщение и изюминки деталей. Это создаёт смысловую цельность и отчётливый эмоциональный отклик на её лаконичный «реализм». Думается, этот отклик у каждого свой. Для меня, например, к радости жизни и к размышлениям о ней примешивается щемящая тоска…по лету.

 

 

 

 Марина Куинджи.

bottom of page