top of page

Александр Лабас

Этюды. К 115-летию художника

19.03.2015 - 12.05.2015, Галерея Роза Азора

 

Александр Лабас – классик. Его картины – в Третьяковской галерее, Русском музее и в каждом уважающем себя музее страны, довольно часто мелькают в заставках на телеэкране. Глядя на парящие в воздухе самолеты и уходящие ввысь эскалатор метро невольно вырывается: «Ну, совсем как у Лабаса!»

 

Александр Аркадьевич Лабас родился в 1900 году, сделался известен в середине 1920-х, символизируя вместе с друзьями по ОСТу – Вильямсом, Лучишкиным, Тышлером – новое, молодое советское искусство. С середины 1930-х и вплоть до начала 1960-х его картины исчезли из выставочных залов, он был заново открыт на закате «оттепели» и ушел из жизни в 1983 году мэтром, вошедшим в историю первым из художников, увидевшим и запечатлевшим землю с птичьего полета.

 

«Роза Азора» – маленькая, почти кабинетная галерея, поэтому для выставки выбраны «неформатные» работы, размером немногим больше почтовой открытки. Обычно столь мелкие вещи выставляют в витринах, но автор экспозиции, скульптор Георгий Франгулян рискнул разложить их на стенах наподобие бегущей киноленты. Оказавшись под стеклом листки бумаги, кусочки картона и холста, на которых запечатлены ощущения и эмоции, вызванные дуновением ветра, запахом моря, летящим самолетом, бегущим поездом или мелькнувшей фигурой, не превратились в «гербарий». Воздушные лабасовские акварели, мимолетные рисунки карандашом и законченные эскизы маслом оказались на удивление свежими и непосредственными.

Казалось бы эти эскизы были всего лишь кухней, на которой отрабатывались композиции и цветовые решения, но художник относился к ним как к законченным произведениям и часто подписывал их. День за днем он вставал к мольберту, шел на этюды, рисовал в блокноте, мечтая выразить свой восторг перед миром, который видел вокруг.

 

Всю жизнь Александр Лабас двигался в свободном полете по раз и навсегда выбранной траектории. И ничто не могло заставить его изменить маршрут.

В себе как художнике, равно как и в выбранном пути, которым шел в искусстве, Лабас был абсолютно уверен. Как и в том, что его искусством будут интересоваться.  Причем с каждым годом все больше и больше. Наталья Семенова

 

bottom of page